Из " Лу Ю. "Ча Цзин" (чайный канон)
Куань Я: «В государствах Чинь и Па, их жители собирают листья и делают из него лепешки. Когда лист стар, лепешка получается твердой, но она может быть смягчена маслом, выжатым из риса. Когда они [жители] готовы варить чай, они поджаривают ее [лепешку] пока она приобретает красный цвет. Тогда они дробят и растирают ее [лепешку] в порошок и кладут в глиняный кувшин. Тогда они заваривают его [чай] под [накрыв] крышкой. Кроме того, они смешивают чай с луком, плодами ююбы и апельсинами. Целое создает пугающий напиток, мешающий спать».
читать дальше
Йен Цзу Чен-Чю: «Когда Инь [то есть Йен Инь или Йен Цзу] служил министром князю Чинь из Чи, он часто принимал чашу лущеного риса, пять яиц, немного чая и овощи».
В «Фен Чяне» написанном Су-Ма Сянь- Ю говорится о следующем: «Клюв птицы [современное название не ясно, это литературный перевод названия. Один из возможных вариантов – Lat. Platycodon grandiflorus], одуванчик[lat. Daphne genkwa], гирляндовый цветок [lat. Petasites japonicus], мать-и-мачеха [lat. Fritillaria verticillata var. Thunbergii], лилия [lat. Artemisia], горькая полынь [lat. Cerastium vulgatum var. glandulosum], мокричник, пион [lat. Paeonia albiflora var. hortensis], цинамон [lat. Cinnamonum cassia], Cardus Crispus [lat.], Фей Лиен [В комментариях сам Су-Ма Сянь- Ю говорит о Фей Лиене как о животном с туловищем птицы и головой оленя. Но вероятнее всего это какое-то растение, потому что в абзаце упоминаются одни лишь растения.], гриб [lat. Fungus], чай [lat. Thea sinensis], прославляемый за его легкость, пастернак [lat. Heracleum lanatum], тростниковая [ротанговая] пальма [lat. Calamus], еулалия [lat. Miscantus sinensis], жасмин [lat. Tabernae montani], перец и кизил [lat. Cornus officinalis]».
«Записи о чудесах» [собрание историй третьего века с комментариями Чань Хуа]: «Ю Хунь, человек из Ю Яо, пошел в горы, чтобы собрать чай и натолкнулся на монаха-даоса, ведущего трех молодых волов. Сопровождая Хуня к Каскадному Пику, с которого вода падала прямо вниз как полоса ситца, подвешенного в воздухе, он сказал: «Я – Тан Ч'ю -цзу. Я слышал, что мой владыка любит пить много чая и в течение долгого времени надеялся посетить горы Хуй. Глубоко в тех горах есть огромные деревья чая, с которых [листьев чая] будет достаточно, чтобы снабдить всех. Могу ли я просить своего владыку, чтобы в следующий раз он принес с собой чашу и сделал жертвоприношение [деревьям]? Остаток [от дани], я надеюсь, он оставит для других жителей».
Действуя по совету даоса, он, Ю Хунь, принес в жертву возлияние. С тех пор было в достатке чая для всех глав семейств, идущих в горы пожинать плоды этих огромных деревьев.
В «Семи наставлениях» Фу Суня упомянуто множество растений и деревьев. Включая золотой персик, яблоки дикой яблони, хурму из Ч'и, каштан из Йена, желтую грушу из Хуан Яня, красный апельсин из Ву Шаня, белый сахар из крайнего запада [вне пределов Китая] и чаи [множественное число] из южных и центральных областей [Китая].
Хун Чун-чу говорит, «Когда пища является в высшей степени холодной или горячей, нужно покорно ограничить себя. Если подается чай, собранный после заморозков, его можно выпить три чашки, но тогда нужно остановиться. Между супов [отваров], которых допустимо употреблять не более одной чашки есть сделанные из просвирника, маслин, пяти вкусов [приправ] с подмешанными [плодами] земляничного дерева, сливы, айвы или сахарной свеклы».
Из Баллад Сан Чу мы узнаем, что лекарственный кизил происходит с вершины ароматного дерева; карп происходит из целебных вод реки Ло, столовая соль из притока Желтой реки Хо Тун и соя из Лу Юаня.
Имбирь, кассия и чай – из Сычуани, а перец, апельсины и магнолии прибывают из Као Шаня.
Горчак и тимьян происходят из канав, а плевел из полей с парной землей.
Трактат о пищевых продуктах Хуа Т'о: «Если принимать горький чай продолжительное время, это ускорит силу мысли».
С другой стороны, Ху Чжу-ши в своих «Предрассудках о пище» говорит, что если пить горький чай войдет в привычку или [он] будет поедаться как лук-порей, последует тучность.
Куо П'у в его Комментариях к Эр Я [Энциклопедия, авторство которой приписывается легендарному Шэнь Нуну, но создана неизвестным автором в VI в.д.н.э.]: «Когда дерево молодо, оно походит на цветущую гардению. Зимний лист [надо] варить как суп и пить. Когда лист собран рано [весной], его называют Ч'а; если собран позже, он называется Mин или Ч'уан. Сычуаньцы называют его “горьким чаем».
В Ши шуо, сказано о Йен Чане, также известном как Ю Чaн, молодом человеке с хорошим именем, что по делам он пересекал реку, но обнаружил [что, его] дух слабеет. Он решил оживить себя чаем, и спросил нескольких местных людей, какой это чай. Заметив гневные взгляды, он объяснил – «Все, что я подразумевал вопросом, это [желание] выяснить, пить ли его [чай] горячим или холодным».
Приложение к «Собранию отчетов о духах»: «В течение периода династии Чин [265-290г.] человек по имени Ч'ин Чин имел привычку ходить в горы за чаем. Во время одного посещения там он столкнулся с человеком, покрытым волосами и более чем десять чи высотой. Он повел Чинa вниз по [склону] горы, указал на дерево чая, готовое к сбору урожая. Тогда он удалился. Но он вновь появлялся в мерцании, вытащил из-за пазухи апельсин и оставил его Чину. Испуганный, Чин схватил свой чай, кинул за плечи и удалился».
Шан Тао-к'Aй из Тан Хуаня в «Хрониках искусств»: «Не бойтесь горячего или холодного, но принимайте маленькие камушки [скорее всего имеется в виду пилюли] регулярно. Лекарства, принимаемые господином, включали эссенцию сосны, кассии или меда. Что касается остальных [болезней], он принимал только тимьян или чай».
Пао Лин-хуй, младшая сестра Пао Чао, написалa поэму, названную «Aроматизированный чай». [Задолго до Лу Ю был известен ароматизированный чай. Для придания цветочных ароматов использовались соцветия жасмина, розы, сливы, гардении, Аglaia odorata, апельсина].
Записи Тун Чуна: «Люди, прибывающие из Си Яна, Ву Чана, Лу Чяна и Ци Лина – все с Востока – каждый любит чай. Они делают очень прозрачный чай, который, если пить его пока пена не осела, наиболее приятен. Факт, что большинство напитков изготавливаются из листьев, хотя у таких растений, как спаржа, обрывают [листья] для изготовления напитка до корней. В обоих случаях, обе разновидности растений очень приятны человеку.
В восточной части Сычуани есть еще одно растение, производящее настоящий чай. Тот чай, сваренный и выпитый горячим, поможет нам оставаться бодрствующими.
Среди простолюдинов распространен обычай смешивать чернослив с отваром листьев сандалового дерева. Чай, сделанный из такой смеси, также можно пить холодным.
Также на Юге есть своего рода тыква, лист которой очень напоминает чай. Он является чрезвычайно горьким и вяжущим. Из него делается порошковый чай, достоинство которого в том, что он позволяет идти целую ночь без сна. Рабочие [производства] соли почти полностью полагаются на него, как на питие, и употребляют его без ограничений. Когда прибывают важные гости, сначала подают чай, а потом преподносят разные острые закуски».
В aтласe Чa Линга говорится: «Чa Линг получил свое название от там [расположенных] холмов и долин, производящих чай. Согласно разделу «Деревья» в Пен-цзао, если чай горький, его называют «Минг», но если он имеет сладкий вкус, его называют «Ча». Если горечь очень нежная и ее природа холодна, [пить] это будет безопасно. Такой чай хорош для ран и язв, увеличивает мочеиспускание и помогает избавляться от мокроты. Если напиток принят чрезмерно горячим, он поможет уснуть, но слабо. Он [чай] должен быть собран осенью.
Если он горький, то утоляет голод и подбадривает удрученного. Комментарий добавляет: «Горький чай собран весной».
В разделе «Травы» в Пен-цзао говорится, что горький T'у также называют Ч'а, и эти названия использовались попеременно.
Чай будет процветать зимой и на песчаных отмелях, вдоль рек, в горах, на холмах и по обочинам дорог. И даже в самые холодные зимы он не погибнет. Соберите и высушите его в третий день третьего месяца. Комментарий добавляет: «Каждый задается вопросом, указывает ли текст [Пен-цзао] на современный чай?» O чае, который помогает быть бодрым, комментарий к Пен-цзао утверждает: «В Книге Песен сказано: «Кто говорит, что T'у горек?» и еще, «Т'у c желтой почвы походит на сахар. Все они – травы». Т'ао, однако, говорит, что горький чай происходит из семейства деревьев и не должен считаться травой. Он говорит, что, если чай собран весной, его называют «горьким чаем».
Книга «У изголовья лечений и предписаний» предписывает нам против застарелых хронических язв смешать вместе горький чай и многоножки. Поджаривайте их [смесь] пока появится сладкий запах и продолжайте готовить, пока многоножки не распадутся [на части]. Тогда растолките и просейте поджаренную смесь и выварите в супе, смешанном со сладкими травами.
Тогда промойте раны и приложите [к ранам] отвар.
Исцеление детей: если ребенок сверхъестественно легковозбудим и подвержен внезапной дрожи, ему нужно дать смесь луковых бород [побегов] и горького чая.
И не могу пройти мимо очаровательной заметки:
Из «Биографий почтенных старцев» Куан Лина: «Вo временa Юань Ти династии Цин, была старуха, которая каждое утро наполняла сосуд чаем и направлялась на рынок. Покупатели толкались и ссорились друг с другом в порыве, чтобы купить его [чай]. Но, несмотря на то, что она продавала чай весь день, сосуд оставался полным.
Деньги, которые старуха получала, она разбрасывала по обочинам для сирот, бедных людей и нищих. Многих людей по соседству начал брать страх из-за таких чудес и поэтому правосудие префектуры заключило ее в тюрьму.
Тем же вечером старуха вылетела из окна тюрьмы на сосуде, из которого она продавала чай».
ЗАМЕЧАНИЯ О ЧАЕ
Из " Лу Ю. "Ча Цзин" (чайный канон)
Куань Я: «В государствах Чинь и Па, их жители собирают листья и делают из него лепешки. Когда лист стар, лепешка получается твердой, но она может быть смягчена маслом, выжатым из риса. Когда они [жители] готовы варить чай, они поджаривают ее [лепешку] пока она приобретает красный цвет. Тогда они дробят и растирают ее [лепешку] в порошок и кладут в глиняный кувшин. Тогда они заваривают его [чай] под [накрыв] крышкой. Кроме того, они смешивают чай с луком, плодами ююбы и апельсинами. Целое создает пугающий напиток, мешающий спать».
читать дальше
И не могу пройти мимо очаровательной заметки:
Из «Биографий почтенных старцев» Куан Лина: «Вo временa Юань Ти династии Цин, была старуха, которая каждое утро наполняла сосуд чаем и направлялась на рынок. Покупатели толкались и ссорились друг с другом в порыве, чтобы купить его [чай]. Но, несмотря на то, что она продавала чай весь день, сосуд оставался полным.
Деньги, которые старуха получала, она разбрасывала по обочинам для сирот, бедных людей и нищих. Многих людей по соседству начал брать страх из-за таких чудес и поэтому правосудие префектуры заключило ее в тюрьму.
Тем же вечером старуха вылетела из окна тюрьмы на сосуде, из которого она продавала чай».
Куань Я: «В государствах Чинь и Па, их жители собирают листья и делают из него лепешки. Когда лист стар, лепешка получается твердой, но она может быть смягчена маслом, выжатым из риса. Когда они [жители] готовы варить чай, они поджаривают ее [лепешку] пока она приобретает красный цвет. Тогда они дробят и растирают ее [лепешку] в порошок и кладут в глиняный кувшин. Тогда они заваривают его [чай] под [накрыв] крышкой. Кроме того, они смешивают чай с луком, плодами ююбы и апельсинами. Целое создает пугающий напиток, мешающий спать».
читать дальше
И не могу пройти мимо очаровательной заметки:
Из «Биографий почтенных старцев» Куан Лина: «Вo временa Юань Ти династии Цин, была старуха, которая каждое утро наполняла сосуд чаем и направлялась на рынок. Покупатели толкались и ссорились друг с другом в порыве, чтобы купить его [чай]. Но, несмотря на то, что она продавала чай весь день, сосуд оставался полным.
Деньги, которые старуха получала, она разбрасывала по обочинам для сирот, бедных людей и нищих. Многих людей по соседству начал брать страх из-за таких чудес и поэтому правосудие префектуры заключило ее в тюрьму.
Тем же вечером старуха вылетела из окна тюрьмы на сосуде, из которого она продавала чай».